Успенский собор на Городке (1399). Белокаменный 1-главый 4-столпный собор с резным орнаментальным поясом и перспективными порталами. В интерьере — фрагменты фресок, приписывающихся Андрею Рублеву.
Церковь Успения на Городке Собор Успения на Городке-Звенигороде представляет собой жемчужину раннемосковского зодчества, которому посвятили свои исследования несколько поколений русских ученых и который нельзя считать окончательно изученным. Причиной этому является скудость письменных источников и недостаточная изученность ранних памятников Москвы и Подмосковья, предшествовавших строительству Юрия. Это самый ранний из сохранившихся полностью архитектурных памятников великокняжеской Москвы. Но он не начинает, а завершает длительный процесс развития ранней московской архитектуры, шедший на протяжении всего XIV века. Для объяснения многих конструктивных и художественных особенностей собора Успения не хватает тех звеньев, которые связывали московское зодчество конца XIV - первой трети XV века с предшествовавшей ему владимиро - суздальской архитектурой XII-XIII веков. За последнее время археологи и архитекторы сделали много для изучения архитектурных остатков ранней Москвы, но не разрешили еще всей проблемы, связанной с их генезисом. Для уяснения связи звенигородских памятников с традициями, владимиро-суздальского зодчества важен тот факт, что самые ранние белокаменные храмы Московского Кремля, относящиеся к концу XIII и первой половине XIV века, следовали строительной технике владимиро-суздальских зодчих. Новые наблюдения как подтверждают высказывавшиеся ранее мнения о владимиро-суздальском наследии в культуре великокняжеской Москвы, так и выявляют принципиально новые черты, характерные только для московской художественной школы, отразившей своеобразие своей эпохи.
Князь Юрий Дмитриевич, один из старших представителей великокняжеского дома, пригласил к себе в Звенигород, несомненно, выдающихся зодчих Москвы, и художников для создания и украшения своих храмов. Определение даты постройки собора Успения было одной из важных задач всех его исследователей. К наиболее убедительным выводам пришли П.Н.Максимов, Б.А.Огнев и Н.Н.Воронин, которые относят сооружение собора к рубежу XIV-XV веков, считая 1400 год - годом его окончания. Этот вывод вполне согласуется с биографией Юрия.
Церковь Успения Богоматери поражает своей стройностью, идеально найденными пропорциями, богатством и в то же время не перегруженностью архитектурного декора. Ее размеры гармоничны не только сами по себе, но и согласуются с небольшой территорией Городка, со всей окружающей природой.
Успенский собор относится к типу кубических четырехстолпных одноглавых храмов с тремя выступами-апсидами с восточной стороны. Довольно высокий цоколь храма частично прикрыт наросшим вокруг него полуметровым культурным слоем. Северный, южный и западный фасады членятся по вертикали на три части узкими лопатками с тонкими полу колонками, завершающимися резными капителями. Полу колонки протянуты по апсидам и, образуя пучки, оформляют углы храма. В средней части фасадов в храм ведут три перспективно углубляющихся портала. Обрамления порталов представляют собой чередование полуколонн и прямоугольных уступов, увенчанных профилированными карнизами, на которые опираются килевидные архивольты. На половине высоты колонок высечены из белого камня расчлененные на доли "дыньки", стянутые сверху и снизу как бы жгутом. К порталам в древности подступали около восьми ступеней лестницы, для которых теперь нет места из-за наросшего культурного слоя.
Узкие щелевидные окна прорезали полукружия апсид, освещая алтарь, на остальных фасадах храма они размещались в верхней их половине (в настоящее время боковые окна апсид и два средних окна на южном и северном фасадах растесаны). Северный и южный фасады имели по три окна, а западный - только два, в боковых нефах. Окна обрамлены углубленным полу валиком, слегка сужаются кверху и имеют килевидные завершения. В среднем прясле западной стены находится круглое окошечко, обрамленное углублением в камне в виде розетки, причем верхний лепесток розетки был тоже килевидным. Окно освещает хоры, устроенные в западной части храма. Такое же окошечко, но меньшей величины находится и в нижней части западной стены, оно освещает лестницу, ведущую на хоры. Эти архитектурные детали имеют аналогии только в упомянутой нами церкви Рождества Богоматери в Московском Кремле.
Т.В.Николаева "Древний Звенигород" 1978 год
Для возврата в начало страницы нажмите здесь.