Саввино - Сторожевский монастырь

План монастыря
  1. Кельи XIX века

   

     

   

     

   

   

     Саввино-Сторожевский монастырь расположен в полутора километрах к западу от Звенигорода. Он был основан по указанию Юрия Дмитриевича в 1398 г. Для основания монастыря князь Юрий попросил приехать из Троице-Сергиевой лавры монаха Савву, ученика Сергия Радонежского. Юрий хорошо знал и того, и другого; Савва был духовником князя, а Сергий - крестным отцом. Место для нового монастыря выбрал князь Юрий на холме, издавна носящем название "Сторожи"; в старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена и произошло название монастыря. Первые годы монастырь был деревянным. Небольшую церковь окружали несколько изб, их в свою очередь окружал тын - стена из поставленных вертикально дубовых бревен. Остатки этой стены обнаружены недавно во время археологических работ.

     Примечательна общая планировка монастыря. Он состоит как бы из двух частей: южной, парадной, и северной, на которой расположены хозяйственные здания. Парадная площадь вокруг Рождественского собора имеет так называемую периметральную застройку. Этот древний прием в ансамбле монастыря получил наиболее развитое выражение. Здания располагаются здесь не случайно, а по строго продуманному плану. Строители использовали своеобразие рельефа местности, расположив все здания в зависимости от их назначения на различной высоте. Самую высокую точку монастырской площади занимал попрежнему Рождественский собор, вокруг которого и группируются другие сооружения. Несколько ниже его, справа от главного портала находится дворец Алексея Михайловича, еще ниже - на левой стороне площади - Царицыны палаты. Напротив собора выросла монументальная звонница, ставшая вторым композиционным центром монастырских зданий. Она ограничивает парадный двор от хозяйственной части. Монашеские корпуса находятся уже на склоне холма, прячутся вдоль крепостных стен, служащих архитектурным обрамлением всего комплекса. В плане корпуса повторяют причудливые изломы стен, следующих конфигурации склонов.

     В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича "велено у чудотворца Саввы Сторожевского Никите Михайловичу Бобарыкину да подьячему Андрею Шахову сделать каменный город около всего строения, мерою по чертежу 357 саж, а в том городе 7 башен и к тому его государеву городовому каменному строению камень белый и бутовый и известь готовить в Звенигородском уезде". Залежи строительного камня - белого известняка и желтого бутового описание камня находились в районе села Хотяжи по Москве-реке. Добычей этого камня московской губернии в издавна промышляло население Звенигородского края.

Савва Сторожевский

     Строительство шло очень быстро. К 1656 году крепость была уже возведена. Зодчие XVII века сумели построить удивительный крепостной ансамбль, совершенный с архитектурной и эстетической точки зрения. Строители имели перед собой классический образец крепости Троице-Сергиева монастыря, но создали совершенно своеобразную крепостную архитектуру. Ансамбль этот камерный. Он не поражает ни высотой или шириной стен, ни колоссальными размерами башен. Здесь все приобрело более миниатюрные формы, да и сама площадь монастыря значительно меньше Троицкого. Суровость крепостных стен смягчена декоративным поясом из арочек, идущих поверх навесных машикулей. Определенный ритм ей придал ряд узких бойниц, идущий над арочками. Ширина стен значительно меньше Троицкого. На углах крепости и по изгибам стен были воздвигнуты семь башен миниатюрных форм, из которых теперь осталось пять: Красная над входными воротами, на юго-восточном углу - Житная, служившая складом зерна, в южной стене - оригинальная Усовая башня, выступающая наружу углом, то есть сведенная "на ус". Остальные две башни безымянные.

В начало

     

Рождественский собор

     Первый храм, построенный Саввой в монастыре, был деревянным. Об этом известно не только из "Жития" Саввы, написанного по поручению митрополита Макария иноком Маркелом в XVI веке, но и из другого, более раннего литературного источника, XV века, - "Служба Савве Сторожевскому". О церкви, созданной Саввой, сказано: "Прехвалне отче Савво, храм древяный пречистые Богоматери назидая, наздал".

     Это известие, впервые опубликованное М.Н.Тихомировым, внесло даже сомнение в правильность датировки каменного Рождественского собора 1404-1405 годами.

     Комплекс трапезной со звонницей

     Монастырская колокольня, или звонница, также сооружалась в 50-х гг, XVII в. Построена она вплотную к трапезной и вместе они как бы замыкают парадный двор с севера. В организации общего рисунка ансамбля звонница играет большую роль: ведь она самое высокое монастырское здание, далеко видное из-за стен. Однако она не подавляет и не заслоняет Рождественского собора, центра комплекса. Это достигнуто тем, что для зрителя, входящего в монастырь через главный вход, она оказывается за спиной и привлекает к себе внимание после главных сооружений - собора, дворцов царя и царицы. Этому способствует и немалое расстояние от собора до звонницы. Колокольня обладает стилистическими признаками псковских звонниц. Как и ее северо-западные прообразы, она имеет вид башни-стены с проемами для колоколов. Однако она более величественна, отличается монументальными размерами от скромных псковских собратьев. Колокольня получила и характерную для XVII в. местную переработку, выразившуюся в устройстве асимметричных башенок с шатровыми покрытиями.

     В центральном проеме звонницы висел знаменитый колокол весом около 34 тонн, отлитый в 1667 г. по специальному заказу известным мастером Александром Григорьевым. Подготовительные работы к отливке (изготовление формы, постройка плавильных печей), начатые 6 мая 1667 г., продолжались до ноября. В ноябре колокол был готов и поднят на столбы. В 1671 г. колокол подняли на колокольню. Интересно, что в обычный металл (колокол был отлит из колокольной бронзы) была добавлена кроме "листовой меди" и меди от разбитого колокола "денежная медь". Это изъятые из обращения после известного "медного бунта" медные копейки, которыми царь хотел заменить серебряные деньги. Колокол отличался очень громким и мелодичным звоном, гамма его была чрезвычайно широка. Звоном колокола интересовался ф. И. Шаляпин во время посещения монастыря в 1913 г., его записал на ноты А. К. Глазунов. При введении в XVIII в. городских гербов главной фигурой герба Звенигорода стало изображение этого колокола.

     Колокол висел на колокольне до 1941 г.; при подходе фашистских войск его пытались снять, но неудачно, и колокол разбился. В специальной пристройке на звоннице находились часы со звоном и часовой колокол, подаренные монастырю Алексеем Михайловичем после освобождения Смоленска. Это часы из бывшей польской крепости в Смоленске. Часы не сохранились, зато часовой колокол дошел до наших дней. Он отлит в 1636 г. мастером Килианом Вегевартом. Об этом говорит латинская надпись на нем.

     Монастырская трапезная расположена при въезде в монастырь через северные ворота. Сооружена в 1652-1654 гг. Вместе с подвалом трапезная, одно из крупнейших сооружений этого типа, имела первоначально четыре этажа. Особенно интересен был третий этаж - большая столовая палата, перекрытая крестовыми сводами. Здание значительно перестроено и имеет лишь этаж.

В начало

     Надвратная Троицкая церковь

     Троицкая церковь, находящаяся между Красными воротами и колокольней, сооружена в 1652 г. Это один из последних в России шатровых памятников, строительство которых было запрещено особым распоряжением патриарха Никона. Позднейшие пристройки 1807 г. и 1857 г. совершенно исказили первоначальный вид этого небольшого, но изящного храма. Со стороны Красных ворот церковь имеет высокий подклет, в котором устроена лестница, ведущая к главной площади: интересный и единственный в своем роде прием, где особенности рельефа удачно использованы для решения чисто архитектурных задач.

     "Царицыны палаты"

     Царицыны палаты расположены к востоку от собора. Здание построено в 1650-1652 гг. для приездов первой жены Алексея Михайловича - Марии Ильиничны Милославской. Это сравнительно небольшой, но изящный одноэтажный памятник с высоким подклетом, поставленный со стороны монастырской стены, где уровень почвы ниже. Замечательно крыльцо Царицыных палат. Кровля в виде невысокого шатра поддерживается кувшинообразнымн колоннами, выполненными из резного белого камня. Вход в палаты украшен мелкой орнаментальной резьбой. Создатели нашли простое решение и цветовой гаммы здания: красный цвет кирпича, из которого оно сложено, хорошо контрастирует с белизной резного камня. В целом это изящное строение резко отличается от расположенного напротив огромного, величественного, но несколько холодноватого царского дворца, подчеркивая тем самым разницу в назначении зданий.

     Братский корпус

     В южной части монастыря расположены "братские корпуса" - монастырские келии. Эти здания сильно перестроены на протяжении последних столетий. Лишь нижний этаж западной части, много лет засыпанный землей и в ходе реставрационных работ появившийся на поверхность, дает представление о том, какими были эти здания в XVII столетии. Сохранилась также часть гульбища - аркады с лестницей. С гульбища двери вели в помещение второго этажа, ибо в XVII в. внутренние лестницы в зданиях делались не всегда.

     Дворец царя Алексея Михайловича

     Первое место в застройке главной площади принадлежит, кроме Рождественского собора, царским хоромам - дворцу Алексея Михайловича. Это огромное здание, длина которого около 100 м, было возведено в 1650-1654 гг. и на протяжении XVII и XVIII вв. неоднократно перестраивалось. Большие размеры государевых хором объясняются тем, что на богомолье царь приезжал с огромной свитой, достигавшей 500 человек. Для XVII в. дворец - одно из крупнейших зданий русской гражданской архитектуры. Протянувшийся вдоль западной (самой длинной) стены монастыря, он расположен на наивысшей после собора отметке рельефа. Это достигнуто подсыпкой грунта под основание дворца. Здание двухэтажное, однако со стороны монастырской ограды, где уровень почвы понижается, дворец имеет три этажа. Первый и второй этажи представляют собой анфиладу комнат и залов, в старину богато украшенных и обставленных. В их прямолинейной композиции и перспективности нельзя не видеть влияния западноевропейской дворцовой архитектуры. Хоромы соединялись переходами с особой палатой над Саввинским приделом Рождественского собора, построенным в эти же годы. Здесь царь и его семья слушали богослужение. Впоследствие переход был разобран.

В начало

     Ограда с башнями

     Стены и башни монастыря построены в 1650-1654 гг. Они являлись прежде всего архитектурным обрамлением всего комплекса. Декоративный элемент - неотъемлемая часть их оформления, что особенно заметно в отделке Красной башни и машикулей стен. О декоративном характере стен говорит и то, что наибольшую высоту они имеют с востока и с юга, то есть с фасада. С севера, с напольной стороны, где для целей обороны необходима наибольшая высота их, стены, наоборот, много ниже. И северный вход проделан прямо в стене, а не в башне, как это диктовалось бы интересами обороны.

     В XVII в. монастырь имел 7 башен, одна из которых была позднее разобрана. Три из существующих в настоящее время 6 башен имеют свои названия. Это Красная, через которую проходит парадный вход, Житная в юго-западном углу, где хранились запасы хлеба ("жита"), и промежуточная южная, Усова башня, выступавшая на перегибе стен "усом".

     В XVII в. башни имели высокие шатровые покрытия из теса, придававшие им стройность. В последние годы эти покрытия восстановлены взамен существовавших с XVIII в, куполообразных железных. Стены монастыря окружают обе вершины холма Сторожи - южную и северную. Общая протяженность стен - около 760 м, высота до 8,5 м, толщина - 2,7 м. По верху устроен крытый ход - галерея, на которую ведут лестницы, пробитые прямо в стенах. В стенах и башнях три ряда бойниц: верхний бой - на галерее, здесь же машикули - бойницы, направленные вниз, к подножию стен. Внизу полукруглые арки, вдающиеся более чем на метр в толщу стен, в которых устроен нижний ряд бойниц, или подошвенный бой.

     Из монастырских башен наиболее интересна Красная, получившая имя из-за монастырских ворот, называемых Красными. Башня расположена в средней части восточной стены.

Стрелец Саввино-Сторожевого монастыря, 1680 г.

К Красной ведет дорога, проложенная по дну оврага, некогда разделявшего южный и северный холмы Сторожи. При постройке башни овраг был расширен, линии склонов смягчены, а песчаный грунт заменен более твердым суглинком. Красная - самая большая из башен монастыря. В плане она прямоугольная, фасад сдержанно украшен лопатками в нижней части и тремя парами колонн с орнаментальными вставками на уровне второго этажа. Обработка фасадов дополнялась раскраской суриком и сочетанием белокаменных и терракотовых профилированных украшений. В башне двое ворот - большие и малые. Первые предназначались для въезда наиболее знатных особ, вторые - для прочих людей. Вертикальное членение башни надвое подчеркивает этот момент. Башня венчалась высоким восьмигранным шатром и барабаном с небольшой главкой. Над ней возвышался шпиль с двуглавым орлом, крестом и короной - знак особого благоволения царей к монастырю, символ единения церкви и государства. Красная башня сейчас реставрирована.

     За Красными воротами расположен небольшой парадный дворик, который в старину был разделен невысокой балюстрадой, подчеркивавшей градацию посетителей. Отсюда на главную площадь вели две лестницы. Первая, широкая, предназначенная для почетных гостей, проходила через подклет Троицкой церкви; вторая, для рядовых посетителей, более узкая, шла к северу от Троицкой церкви, откуда можно было попасть уже на главную площадь. Эта лестница не сохранилась. Вход же с дворика на первую лестницу оформлен белокаменными колоннами, украшенными розетками и настенной живописью.

     Лестница идет сначала на запад, затем поворачивает на юг. С южных маршей по мере подъема постепенно раскрывается вид на Рождественский собор, архитектурный центр монастыря. Наконец, рядом с ним показывались дворцы царя и царицы. Такой прием показа основных зданий, предусмотренный строителями, был весьма эффектным.

О. Бояр, Н. Краснов, Ю. Краснов

Т.В.Николаева "Древний Звенигород" 1978 год

Для возврата в начало страницы нажмите здесь.

Используются технологии uCoz